Повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях»

С 1 января 2019 года (после четырех лет отсрочки) вступила в силу норма, закрепленная частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2018 года 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон от 28 декабря 2018 года 400-ФЗ).
В соответствии с указанной нормой лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года   167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в размере  25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Таким образом, повышение фиксированной выплаты устанавливается только к двум видам страховой пенсии – по старости и инвалидности – при одновременном наличии трех условий:
- необходимо до установления повышения фиксированной выплаты отработать в сельском хозяйстве не менее 30 календарных лет;
-  повышение устанавливается только неработающим пенсионерам;
- повышение фиксированной выплаты устанавливается только на период проживания в сельской местности.
В соответствии с частью 16 статьи 17 Закона от 28 декабря 2018 года 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, а также правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
На этом основании Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года 1440 утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее – Список), и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Необходимо отметить, что законодатель, возлагая на Правительство Российской Федерации полномочия по утверждению Списков, изначально полагал, что не все работники сельского хозяйства за свой длительный стаж могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты. В этой связи концепция Списка построена исходя из непосредственной занятости лиц на работах в полевых условиях, на фермах и т.п.
В этой связи лица, которые не заняты напрямую на сельскохозяйственных работах, в том числе бухгалтер, экономист, кассир, работник отдела кадров, секретарь-машинист, Списком не предусмотрены. 
Остановимся сначала на Списке и рассмотрим его структуру и принципы построения.
Список основывается на Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), а также на предложениях Минсельхоза России.
Список построен в виде таблицы, состоящей из двух граф. Первая граф состоит из раздела с указанием наименования работ и производств сельского хозяйства по трем основным направлениям, вторая графа – из раздела с указанием соответствующих  наименованию работ и производств наименования профессий, должностей и специальностей.
Исключение установлено для указанного в первом разделе периода работы до 1 января 1992 года на территории Российской Федерации (бывшей РСФСР) в шести типовых для советского периода сельскохозяйственных организациях (колхоз, совхоз, машино-тракторная станция, крестьянское (фермерское) хозяйство, сельскохозяйственная артель  и межколхозное предприятие). Любая работа в указанных организациях до 1992 года засчитывается в сельский стаж независимо от ее наименования и производства, а также независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.
Например, согласно Большой советской энциклопедии межколхозные предприятия -  это  сельскохозяйственные, строительные и промышленные предприятия и организации, создаваемые группой колхозов с целью лучшего использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Получили массовое распространение в СССР с конца 50-х — начала 60-х годов. Виды межколхозных предприятий: строительные и по производству строительных материалов (кирпичные заводы, каменные карьеры, черепичные мастерские и т. п.), по откорму скота, переработке сельскохозяйственной продукции и другие. Соответственно независимо от характера производства и занимаемых должностей в сельский стаж включатся любая работа до 1992 года в таких организациях (например, строитель, бухгалтер).
Это исключение установлено в связи с тем, что указанные организации прекратили свою деятельность, их архивы зачастую не сохранились, а из имеющихся документов в большинстве случаев невозможно определить наименование профессии и должности. Зачастую в трудовых книжках того периода встречаются записи типа: «Принят(а) на разные работы в совхоз», «рядовой в совхозе», «рядовой колхозник в колхозе». 
  В первом разделе Списка перечислены три основных вида сельского хозяйства – растениеводство, животноводство и рыбоводство, а также любая работа до 1992 года в вышеуказанных, типовых для советского периода, сельскохозяйственных организациях.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) сельское хозяйство и рыболовство (рыбоводство) являются отдельными классификационными группировками, хотя и входят в один раздел «А» указанного классификатора.
По признакам видов экономической деятельности, характеризующим сферу деятельности, процесс производства, ОКВЭД 2 относит к сельскому хозяйству (класс 01) производство продукции растениеводства и животноводства.
К рыбоводству и рыболовству (класс 03) – два основных вида деятельности, а именно рыбоводство и рыболовство.
Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом  от 2 июня 2013 года 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» товарное рыбоводство относится к сельскохозяйственному производству и в целом к агропромышленному комплексу.
В этой связи в Списке сдержатся три вида сельскохозяйственных работ и производств.
Во втором разделе перечислены наименования профессий, должностей и специальностей, соответствующие каждому из трех направлений сельского хозяйства.
В Список включены более 500 наименований сельскохозяйственных профессий, должностей и специальностей. И он был бы еще шире, если бы некоторые профессии и должности не были включены в Список под общим наименованием. Например, рабочие всех наименований, агрономы  всех наименований.
Рассмотрев  построение Списка,  можно сделать следующие выводы:
1. Для включения работы в сельском хозяйстве в той или иной профессии (должности) в сельский стаж в одних случаях требуется, чтобы работа протекала в сельскохозяйственной организации, в других случаях -достаточно, чтобы такая работа была в сельскохозяйственном структурном подразделении организации, не являющейся по основному виду деятельности сельскохозяйственной.
2. Если Список допускает, что та или иная профессия (водитель, тракторист) может иметь место в любой организации, то при отсутствии в документах сведений о функциональных обязанностях застрахованного лица вопрос о зачете такого периода работы в сельский стаж  может решаться положительно только при условии, что сама организация в целом является сельскохозяйственной.
3. Если Список допускает ту или иную профессию (должность) под общим наименованием (бригадир, звеньевой, заведующий, управляющий), которая может иметь место в любой организации, где есть структурно выделенное сельскохозяйственное подразделение, то при отсутствии в документах сведений о наименовании такого подразделения вопрос о зачете такого периода работы в сельский стаж в пользу застрахованного лица может решаться только при условии, что сама организация является сельскохозяйственной.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве
Как уже отмечалось, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года 1440, кроме Списка утверждены и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности (далее - Правила от 29 ноября 2018 года 1440).
Общие правила исчисления сельского стажа заключаются в том, что в него включаются периоды работы, которые (на которые):
1) осуществлялись в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком;
2)  выполнялись на территории Российской Федерации;
3) начислялись (уплачивались) страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При одновременном соблюдении всех трех названных условий период работы засчитывается в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к пенсии по старости и инвалидности. При этом в части подтверждения последнего условия применяются общие правила, установленные для подтверждения страхового стажа.
Однако есть два льготных исключения из общего правила, касающееся периодов работы до 1 января 1992 года.
Первое исключение в части учета периодов работы в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, без привязки к двум последним условиям сделано в отношении периодов работы, которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1992 года.
Второе исключение предусмотрено самим Списком в отношении работы на территории Российской Федерации до 1992 года в колхозах, на машино-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах и  артелях (сельскохозяйственных). В отношении работы в названных организациях не применяется ни первое, ни третье условие общеустановленных правил. Таким образом, в сельский стаж работа включается независимо как от начисления (уплаты) страховых взносов, так и от наименования работ, производств, профессии, специальности или занимаемой должности.
В сельский стаж, кроме работы, засчитываются всего два нестраховых периода:
1) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
2) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке.
При исчислении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года 1015 (далее – Правила от 2 октября 2014 года 1015).
Периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место с 1 января 2019 года (со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях»), включаются в стаж работы в сельском хозяйстве на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Периоды, имевшие место до указанной даты, включаются (засчитываются) в стаж работы в сельском хозяйстве на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Отнесение организации к сельскохозяйственной деятельности за прошлое время может подтверждаться любыми документами (уставом, свидетельством о государственной регистрации и т.п.). В случае ликвидации организации и отсутствии сведений из учредительных документов  в архивных органах или наблюдательных делах органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, во внимание может приниматься наименование организации, из которого усматривается его сельскохозяйственная направленность.

Об исчислении размера повышения фиксированной выплаты
Исходя из положений статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года 400-ФЗ размер повышения фиксированной выплаты устанавливается в двух величинах: 25 процентов от фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам третьей группы и 25 процентов от фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости всем другим получателям страховой пенсии по старости и инвалидности.
С 1 января 2019 года эти суммы составят для всех получателей пенсий (кроме пенсий по инвалидности 3 группы) 1333,55 руб. (25 процентов от 5334,19 руб.), для получателей пенсий по инвалидности 3 группы - 666,78 руб. (25 % от 2667,10 руб.).
Согласно пункту 48 Правил  от 2 октября 2014 года 1015 в случае совпадения по времени периодов работы и  (или) иной деятельности с иными периодами органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении пенсии в страховой стаж застрахованного лица включается (засчитывается) период, учет которого дает право на страховую пенсию и (или) на определение величины индивидуального пенсионного коэффициента в более высоком размере. Таким образом, в случае совпадения по времени периодов работы в сельском хозяйстве с нестраховыми периодами в  целях исчисления размера пенсии в более высоком размере в страховой стаж могут быть зачтены, в частности, периоды ухода за детьми, за которые начисляются коэффициенты в порядке, предусмотренном частями 12-14 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года 400-ФЗ. При этом данный нестраховой период также может подлежать зачету в сельский стаж для определения права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии  (при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 4 Правил от 29 ноября 2018 года 1440).
В заключении отметим, что рассмотренные положения по установлению повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии применяются при установлении пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года 1244-1 «О  социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом норм Федерального закона от 28 декабря 2013 года 400-ФЗ безработным гражданам и гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

← Назад